85-летие вдовы Александра Солженицына отметили на сцене

Спектакль в подарок к юбилею

«Ни образование, ни воспитание, ни опыт ничуть не подводят нас к величайшему испытанию жизни: к аресту ни за что и к следствию ни о чем» — эти строчки автора «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына звучали из уст актеров Театра на Таганке в среду, 24 июля. 85-летие его супруги и верной соратницы Натальи Солженицыной отметили в Москве спектаклем по мотивам эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ» и романа «В круге первом».

Накануне показа вдову с юбилеем поздравил Президент России Владимир Путин. После этого как из рога изобилия посыпались открытки и телеграммы от чиновников и деятелей культуры, которые, вероятно, расценили поступок главы государства как «зеленый свет».

Фраза про то, что фигура Солженицына противоречивая, сегодня то и дело звучит из уст разных деятелей.

— Те, кто ее произносит, ничего не понимают в фигуре Солженицына, — говорит руководитель сектора по изучению наследия Солженицына Дома русского зарубежья Галина Тюрина. — Более прямолинейного человека с более ясными взглядами найти невозможно. Александр Исаевич — крестьянин по происхождению, он всегда был очень простым. С Натальей Дмитриевной они были убежденными настоящими патриотами России (Президент России об этом, между прочим, недавно на одном из форумов заявил во всеуслышание). И они всей своей жизнью это подтверждают. В этом году исполнилось 30 лет, как они вернулись из изгнания: в Москву приехали 21 июля 1994 года, чтобы очередной день рождения Натальи Дмитриевны полноценно отметить на родине.

Как только появилась возможность (вернули гражданство и паспорт), Солженицыны приехали в Россию. Они хотели разделить новые испытания — это ведь эпоха начала 90-х — вместе со своим народом. И это явное прямое отражение их позиции. Солженицын еще в 60-е годы сказал: «Под моими подошвами всю мою жизнь земля Отечества. Только ее боль я слышу, только о ней пишу». Эта фраза выглядит немного пафосно, но это самое прямое отражение его творческого кредо.

Свою жизнь Наталья Дмитриевна посвятила делу мужа. И когда встал вопрос, как отмечать юбилей, пришла идея спектакля по произведениям супруга.

— Вообще главная инициатива исходила именно от актеров Театра на Таганке, — говорит Тюрина. — Дело в том, что заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Муляр 25 лет назад играл главного персонажа в спектакле Юрия Петровича Любимова «Шарашка». Именно в память о той постановке (повторить ее невозможно, она была очень масштабной и технически сложной) задумали вот эту. Наталья Дмитриевна не принимала участия в подготовке спектакля принципиально, не хотела никак влиять.

На сцене люди в белых арестантских рубашках (на которые они потом наденут фуфайки). Фоном на заднем плане — цитата Иосифа Бродского: «Возможно, через две тысячи лет чтение «ГУЛАГа» будет доставлять то же удовольствие, что чтение «Илиады». Но если не читать «ГУЛАГ» сегодня, гораздо раньше, чем через две тысячи лет, читать обе книги будет некому».

Арестанты — врачи, педагоги, инженеры, мужчины и женщины, молодые и совсем старики — рассказывают о своих судьбах и о том, как их потом казнили (под звуки как будто бы настоящих выстрелов, от которых вздрагивают зрители в зале). Следователи, гособвинители… Лица сменяют друг друга. Разворачиваются сцены допросов, эпизоды со свиданиями перед исполнением смертных приговоров, беседы о сокровенном в «шарашках». Миллионы жертв репрессий, кажется, предстали в собирательных образах, которые актеры гениально показали.

В финале — цветы им и Наталье Дмитриевне, благодаря которой спектакль состоялся.

Источник: www.mk.ru

Поделитесь записью с друзьями