Лазарев в Театре российской армии, спектакль к юбилею Волчек закрыт: итоги театрального сезона

Окончен бал, кто зажигает свечи

Театральный сезон-2023/2024 закрыт. Каким он был и каким запомнится? Какие тенденции прорастут в будущее? Обозреватель «МК» подводит итоги.

Октябрь. Конец

Два МХАТа — им. А.П.Чехова в Камергерском и А.М.Горького на Тверском — отметили 125-летие со дня основания. Сепаратно и каждый по-своему. МХТ Константина Хабенского отчитался премьерой спектакля «7 ряд. 9, 10 место». А Владимир Кехман в пику ему закатил грандиозный концерт в имперском духе — гимн, опера, балет.

Декабрь. Начало

Экстраординарное событие: впервые за всю историю Союза театральных деятелей созван его внеочередной съезд, главным итогом которого стало избрание нового председателя. Вопреки ожиданиям съезд обошелся без скандалов, но и не без интриги. Александр Калягин после краткой речи покинул съезд и больше в здание на Страстном бульваре не вошел. Новым лидером организации с 147-летней историей стал Владимир Машков (176 голосов за при 20 против), а сопредседателем (и в этом была интрига) — Валерий Гергиев, который отныне в СТД станет отвечать за музыкальный театр. Не пройдет и полгода, как Машков добьется того, что появится президентский указ о праздновании в 2026 году 150-летия старейшего в стране творческого союза.

Декабрь. Середина

Ведущий актер «Ленкома» Александр Лазарев, продолжатель замечательной династии, приходит главным режиссером в самый большой театр страны и Европы — Театр Российской армии. На старте Александр Александрович публично пообещал не быть «той метлой, что начинает с ремонта собственного кабинета и разгона труппы». Однако не прошло и полгода, как в армейском театре начались увольнения, то есть с частью артистов не продлили контракты. Столь нелогичное поведение вызвало вопросы: с артистами, выбившимися в начальство, так происходит всегда? Или они — всего лишь удобный инструмент в руках искушенных управленцев?

Декабрь. Конец

Беспрецедентный случай последних лет — спектакль, посвященный 90-летию Галины Волчек, прошел один раз и был закрыт навсегда. Театральная общественность, зрители, любившие главную «современницу», аплодировали. «Продукт» о девочке Гале являл не молодой и свежий формат, а нафталинные смыслы, схематичное восприятие жизни и отсутствие элементарных знаний истории. И самое скверное здесь оказалось то, что сочинителями выступили не какие-нибудь малолетние неучи, а вполне себе зрелые 40-летние артисты, начинавшие работать именно при Волчек. Но это не помешало им сплести лживый и совершенно бездарный миф о «Современнике», его главных людях и стране. Во многом на решение дирекции о закрытии спектакля повлияла критическая статья в «МК».

Январь

Владимир Машков, став председателем СТД, первым делом заговорил о необходимости радикальных преобразований в национальной театральной премии «Золотая маска». И тут же от слов перешел к делу — он расстался с многолетним гендиректором «ЗМ» Марией Ревякиной, расширил составы жюри (драматического и музыкального театров), экспертных советов. И теперь, согласно новому положению о премии, президентом «ЗМ» должен быть только председатель СТД, то есть сам Владимир Львович.

Январь. Самый конец

Перед началом дневного спектакля загорелся Театр сатиры. Пожар вспыхнул в помещении купола, единственной сохранившейся части исторического здания бывшего цирка братьев Никитиных. Можно сказать, чудом удалось избежать жертв. Но пожар — дурной знак, и он даст о себе знать четыре месяца спустя. Именно через четыре месяца худрук Сатиры Сергей Газаров получил отставку.

Февраль. Начало

Менеджер всея Руси, он же худрук Михайловского театра Владимир Кехман, выступил в качестве оперного режиссера, поставив «Даму с камелиями». Но одно дело — собрать роскошный концерт на 125-летие МХАТа, другое — предложить художественное решение оперного шедевра Верди. Однако Кехман к постановке оперы настолько дерзко подошел с балетным ключом, что у профессионалов возник вопрос — это опера, обрученная с балетом, или балет с оперой? А пока те спорили, Кехман еще и за дирижерский пульт встал. Теряемся в догадках, какого следующего шага от него ждать.

Февраль

Резко подскочили цены на спектакли в Большой театр: официальный ценник (подчеркиваю) на такие балетные хиты, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Дочь фараона» и другие, достиг 25 тысяч, а на «Щелкунчика» под Новый год — до 30 тысяч. Конечно, такая политика не принесла очков новому первому лицу главного театра страны — Валерию Гергиеву. «Он что, думает, в Москве одни богатые и жирные живут? В Питере небось у него другие цены?» — возмущались столичные мело- и балетоманы. И вспомнили, что прежняя администрация держала цены от 800 до 8000 тысяч и допускала 15 000 на «Щелкунчика» в горячую новогоднюю страду. Но, видимо, публике придется привыкать: практика показывает, что цены — не снег, они не падают.

Март. Начало

На ВДНХ стартовал амбициозный социально-культурный проект Константина Богомолова «Голоса страны», который негативу, культивируемому в последние десятилетия в искусстве, вознамерился противопоставить позитив. Хотя подобная затея в России чревата крайностями: у нас если негатив, то «умри все живое», а позитив — «пафос и взвейся-развейся». Тем не менее творческие экспедиции, снаряженные главным провокатором театра в регионы страны, нашли там героев своих будущих пьес. Результатом их стали 12 моноспектаклей, в которых постановщики смогли передать реальную боль, красоту, проблемы и время.

В это же время

Умирает Римас Туминас — самый «русский» из литовских режиссеров, воспитанник русской театральной школы, который своими спектаклями оказал колоссальное влияние на русский театр. И не только русский. 14 лет он возглавлял один из главных российских театров — имени Евгения Вахтангова, и своими постановками по русской классике продлил славу академического театра, а его актерам разных поколений подарил дивные роли. Он учил их главному — играть по законам небес, в надежде на то, что ангелы, может быть, увидев это, улыбнутся».

Март. Середина

Через десять дней после смерти Туминаса уходит из жизни Александр Ширвиндт. Самый остроумный мудрец и самый мудрый остроумец. Уникальный со всех сторон, куда ни посмотри: красавец, которого обожала публика, боготворили ученики, ценили коллеги. Тот редкий случай, когда даже заскорузлые антисемиты цитировали Ширвиндта или его киногероев. «Шура никого не предал, жил достойно и острым своим умом делал всех счастливыми», — говорили они.

Май. После праздников

Как гроза в начале мая — уход первого артиста Александра Домогарова из труппы Театра им. Моссовета, где он прослужил без малого 30 лет. Но уйти — не значит быть побежденным. Во всяком случае, за последние три сезона новому руководству (худрук Марчелли — директор Черепнев) особо нечем хвастаться: успешных взрывных спектаклей как не было, так и нет, новый дизайн фойе академического театра и ремонт сомнительны. Но гарантом их остается защита Андрея Кончаловского, у которого в Моссовете свой личный интерес.

Май. Конец

Состоялся IV Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ), его статистика бьет рекорды: в нем участвуют 637 профессионалов почти из 400 театральных организаций 68 регионов страны, плюс в онлайн-трансляции — 50 тысяч. Самое удивительное, что ВФТМ, не будучи никакой госструктурой, становится самой эффективной образовательной институцией, практикующей иной подход к воспитанию руководителей театров. И едва ли не единственной, способной решить проблему кадрового голода.

Начало лета

Неожиданная тенденция — худруки и главрежи покидают театры, причем добровольно. Так, Алексей Франдетти оставляет пост главного режиссера столичного «Ленкома» — очевидно, осознал, что у него с популярным театром разные группы крови. Но благодаря такому шагу и режиссер-стахановец, способный осилить за год постановку восьми мюзиклов в разных театрах страны, и сам «Ленком» избежали конфликта, отягощенного неизбежным потоком грязи в соцсетях.

Тогда же

В один день — 7 июня — Департамент культуры Москвы резко меняет руководство сразу трех столичных театров. В «Современник» приходит Владимир Машков, в Театр Виктюка — Константин Богомолов, а в Сатиру — Евгений Герасимов. Но, по справедливости, лучше было бы Сатиру отдать Богомолову, чьи актуальные и злободневные постановки двух последних сезонов («Дачники на Бали», «Гамлет in Moscow», «Новая Оптимистическая», «Пигмалион» (автор сценария) только бы украсили сцену Сатиры, где давно нет ни сатиры, ни актуальности.

Июль. Начало

Ребрендировав Театр Романа Виктюка в Сцену «Мельников», Константин Богомолов навлек на свою голову проклятия со всех сторон, тем самым возбудив дискуссию о переименовании авторских театров. Вопрос не простой: с одной стороны, память о художнике определенного направления и эстетики должна остаться в истории, в том числе на вывеске театра. С другой — при отсутствии явного лидера легко получить музейный вариант, что для театра всегда убийственно. И почему-то никто не требует вернуть Театру на Трубной его историческое название — «Школа современной пьесы», театра, созданного Иосифом Райхельгаузом 30 лет назад.

Разгар лета

Еще одна добровольная отставка — Валерий Фокин покидает Александринский театр, который возглавлял ни много ни мало 21 год. Мотивация корифея вызывает уважение: «Не хочу дождаться в кабинете своей панихиды», но не удовлетворяет тех, кто во всем ищет идеологический след. Как бы там ни было, но теперь экс-худрук Александринского театра, достигший почтенного возраста (78 лет), подал пример другим возрастным коллегам. А в Александринку на пост худрука заступил 37-летний талантливый Никита Кобелев.

В это же время

Вахтанговский продолжает создавать прецеденты. Мало того что год назад театр на свои кровные (250 миллионов) восстановил фамильный Дом Вахтангова во Владикавказе и превратил его в место паломничества, как уже через год организовал в этом южном городе Первый театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой». Лучшие спектакли России на неделю захватили город. Важно, что билеты на вечерние спектакли продавались по местным ценам, а уличные вообще показывались бесплатно. И это реальная культурная инвестиция одного столичного театра в культуру региона. Кто-нибудь из театров готов повторить опыт вахтанговцев?

Под занавес сезона

Сезон завершен так же беспрецедентно, как и начался — с ареста экс-главы Департамента культуры Москвы Александра Кибовского. С его именем связаны несколько позитивных шагов, например открытие концертного зала «Зарядье» и другие. Но в памяти людей всегда почему-то остается плохое: при Кибовском началось бессмысленное и малообъяснимое слияние театров, но в результате протестов культурной общественности остановлено убийство детских музыкальных школ. Но за что культурный министр угодил под стражу, знает только Следственный комитет.

Источник: www.mk.ru

Поделитесь записью с друзьями