В Москве открылся фестиваль фильмов о музыкантах, режиссерах, хореографах, тех, кто сделал себя сам
В Москве в 15-й раз проходит Beat Film Fest, специализирующийся на фильмах об искусстве. В день его открытия на летней площадке и под проливным дождем показали документальный фильм «Гондри:DIY» Француа Немета о французском режиссере Мишеле Гондри.
Премьера картины состоялась не так давно на Венецианском кинофестивале, где ежегодно в программе «Венецианская классика» представляют не только отреставрированные шедевры прежних лет, но и фильмы, посвященные выдающимся кинематографистам, на которые у аккредитованных журналистов не остается времени в конкурсной гонке.
DIY – сокращенная версия Do It Yourself, «сделай сам». Мишель Гондри – из разряда таких людей. Его ассистент Франсуа Немета, ставший режиссером картины, рассказал о славном пути своего давнего друга от юношеских увлечений музыкой и рисованием к созданию клипов и работе в большом кино.
В фильме использованы ранее неизвестные широкой аудитории кадры из семейного архива Гондри, где он еще ребенок, где совсем юным играет на барабанах, где запечатлены его родители и дед, у которого на носу рос пятисантиметровый волос, по словам Гондри, но дед об этом не знал. Зато знали внуки – Мишель и два его брата, и это стало поводом для шуток.
Дед был специалистом по музыкальным инструментам, постоянно что-то изобретал. Отец Мишеля владел магазином музыкальных инструментов в Версале. А мама была чрезвычайно чувствительна и попала в секту. Брат Оливье до сих пор рядом и работает на всех кинопроектах Мишеля Гондри. Они с детства очень близки, и не нужно лишних слов, чтобы объяснить нечто важное. Один давит на лету мысли другого.
Фантазия у Мишеля Гондри сумасшедшая. До прихода в кино он снимал клипы с Бьорк, White Stripes, Daft Punk. Как скажут его близкие, Бьорк, с которой он начинал работать, придала ему уверенности в себе. В их совместных клипах появлялись сказочные существа, тряпичный еж, что отвечало природе вечной девочки Бьорк. Забавный диалог возникает у Гондри с коллегой и другом Спайком Джонзом, который тоже начинал с клипов, потом дебютировал в кино с «Быть Джоном Малковичем».
Он тоже работал с Бьорк, и их клип имел невероятный успех. Гондри еще до этого успел сделал с ней шесть или семь клипов, но они не вызвали такого резонанса. Вот так работаешь, работаешь, а кто-то другой придет и сделает нечто. Смешной разговор друзей самоироничен и лишен зависти и обид. Гондри честно признает, что были у него совершенно провальные опусы. Он работал с Кайли Миноуг, снял клип, где она двоится, троится, заполняя собой пространство. В картине Немета знаменитая австралийская певица вспоминает об их встрече и пытается сформулировать, в чем же заключается феномен Гондри. Теперь его называют самым непредсказуемым клипмейкером конца 90-х. Он использовал все, что было под рукой. Фломастеры пригодились для видео французской группы Qui Qui, где Мишель играл на ударных. Сохранились кадры, где он на барабанах исполняет свое сумасшедшее соло. Наверное, анимация в его лице многое потеряла. Сам Гондри с детства любил советские и чешские мультфильмы.
Достигнув клипмейкерских высот, Гондри взялся за поиски подходящего сценария, попытался снимать кино во Франции. А когда затея провалилась, отправился в Калифорнию, снял дом напротив знаменитого голливудского холма, обивал пороги киностудий. То, что он француз и готов снимать авторское кино, не особенно вдохновляло. В итоге пришлось вернуться во Францию, а потом опять в США. Чего-то искать, пробовать. Гондри придумал проект «Фабрика любительского кино», вовлекая в него жителей окраин и небольших городков США. Они появляются в финальных кадрах его фильма «Перемотка».
Он дебютировал в кино «Звериной натурой», а второй его фильм «Вечное сияние чистого разума» принес «Оскар» за сценарий, написанный совместно с Чарли Кауфманом. Главную роль там сыграл Джим Кэрри, который теперь уже принял участие в создании фильма о Гондри и рассказал о нем удивительные вещи. Гондри, достигший высот в профессии, так и остался ребенком в душе с вечно всклокоченной головой. Возможно, это свойство его натуры так сблизило его с Бьорк. Он фантазирует, как дитя. В его фильмах ботинки обгоняют человека, а тень идет впереди героя, словно на прицепе тащит его за собой.
Он брал паузы, исчезал, не снимал какое-то время. Казалось даже, что окончательно ушел из кино. Но после кризиса возрождался и умел удивлять. Теперь он снимает 20-минутные мультфильмы для единственного зрителя – своей дочки Маи. В титрах в качестве режиссера Мишель Гондри указан как Папа Маи. Он не расстается с ножницами, карандашом, цветной бумагой, все время что-то вырезает, клеит, рисует. Снимая малобюджетный фильм уже после «Оскара», Гондри использовал втулки от туалетной бумаги. В доме его родителей их не выбрасывали, находили им применение. На экране получились очень неожиданные сцены. И не догадаешься, из чего это изобретение сделано.
На Beat Film Feste есть отдельная программа о людях, которые постоянно экспериментируют, открывая новые миры. Именно к ним относится Мишель Гондри. В его недавней картине «Книга решений» молодой режиссер Марк снимает клип со звездой. Им гордится вся деревня, где одиноко живет его тетя. Главный герой очень похож на самого Гондри. Ему достаточно увидеть опавший лист с дырой, чтобы разыгралась фантазия и возникли новые образы. И он переснимает фильм о человеке, за которым несется огромная крыса. Марк придерживается принципов: «Учись на ходу», «Не слушай, что тебе говорят». Интересно, что в документальном фильме о себе Гондри дает взаимоисключающие советы по поводу того, стоит ли прислушаться к мнению других, когда этого категорически не стоит делать.
На Beat Film Fest также представлены фильмы о выдающихся кинорежиссерах Жан-Люке Годаре, Аньес Варда, Дарио Ардженто, а также о Каннском кинофестивале, его истории, людях и традициях. Есть картина о голливудском кастинг-директоре Бонни Тиммерман, открывшей Стива Бушеми, Сигурни Уивер, Брюса Уиллиса и Натали Портман.
В программу вошли фильмы об американском хореографе Мерсе Каннингеме, труппе Национального балета Канады накануне премьеры, солисте Королевского балета Лондона Стивене Макрее, готовом вернуться на сцену после травмы. Есть картины о японском музыканте и обладателе «Оскара» за саундтрек к «Последнему императору» Бертолуччи Рюити Сакамото, о первой группе Ника Кейва, о модели, актрисе и музе группы The Rolling Stones Аните Палленберг, неопубликованные дневники которой читает Скарлетт Йоханссон.
Источник: www.mk.ru