Глава Союза кинематографистов одержим евразийскими идеями
Никита Михалков и Андрей Кончаловский словно сговорились и дружно, почти в один день выступили с заявлениями по поводу Российского оскаровского комитета. Да он и без того растоптан единоличными решениями, принятыми по инициативе главы Союза кинематографистов.
Еще осенью 2022 года стало известно, что президиум Национальной академии кинематографических искусств и наук России, учрежденной Никитой Михалковым (той, что вручает «Золотого орла»), принял решение не выдвигать своего кандидата на соискание премии «Оскар». В известность не поставили даже председателя Российского оскаровского комитета – режиссера Павла Чухрая, словно он пешка. Ни с кем из членов комитета не посоветовались. А в него входят (теперь уже входили) лауреаты и номинанты премии «Оскар», обладатели наград главных мировых фестивалей.
Узнав о самоуправстве от представителей прессы, Чухрай покинул пост. Солидарность с ним проявили коллеги, тут же покинувшие комитет. Среди них – кинорежиссер, член Американской киноакадемии Сергей Бодров, дважды номинант «Оскара» Андрей Звягинцев, Николай Досталь, Владимир Котт…
Алексей Учитель предпринял попытку разрядить ситуацию, призывал собраться вместе и все проговорить, но никто его не поддержал. Да и прежде в оскаровском комитете, который когда-то возглавлял лауреат «Оскара» Владимир Меньшов (награду Американской киноакадемии он получил за фильм «Москва слезам не верит» в 1981 году), постоянно вспыхивали скандалы. Михалков лоббировал своих кандидатов. Меньшов сопротивлялся, даже покидал заседания, а потом отказывался комментировать инциденты. Он очень переживал подобные прецеденты, будучи эмоциональным человеком, выступавшим за справедливость.
Удивительно, что теперь почти в один день братья Михалковы массированно сделали заявления одному и тому же информационному агентству, смысл которых сводился к тому, что Российский оскаровский комитет вроде бы нам ни к чему, и он прекратит свое существование. В подтверждение своих слов Кончаловский сравнил его с сухими ветками, которые должны отвалиться. В пример привел собственную привычку многократно разводиться. В таких случаях он брал чемодан и уходил. Вот и теперь с «Оскаром» такая же история.
Надо сказать, что Кончаловский в последние годы постоянно проходится по «Оскару», критикует, вспоминая свою давнюю жизнь в США, когда снимал в Голливуде. Он подчеркивает, что теперь там все на продажу, о творчестве речи нет, а награждаются посредственные фильмы. У Никиты Михалкова, в отличие от брата, заветная статуэтка имеется. Он получил ее в 1994 году за «Утомленных солнцем». Новая ему уже никогда не достанется, поэтому он и считает бессмысленным существование у нас оскаровского комитета, занимающегося выдвижением кандидатов на соискание премии Американской киноакадемии. Это рассуждения из серии «да не доставайся же ты никому».
Михалков уже два года продвигает идею создания Евразийской киноакадемии и соответствующей премии, нечто вроде «Оскара» евразийского пространства, а на него нужны средства. В такой ситуации удобно избавиться от «Оскара» и сделать что-то в пику «трансатлантическому альянсу», как он не раз с трибун Союза кинематографистов называл условный Запад.
Так что ничего удивительного не будет в том, если братья Михалковы примут решение слить две кинопремии – «Нику» и «Золотого орла», которыми руководят пока по отдельности. Тем более что теперь там присуждают призы по общим критериям и одним лауреатам. В последний раз они массированно объединяли усилия, продвигая идею создания сети российского фастфуда, на поддержку которого просили у государства около миллиарда рублей. Но что-то пошло не так.
Источник: www.mk.ru