В Вологде раздали «маски»: кружевные и с чернением
В Вологде завершился фестиваль «Голоса истории». Итоги подведены, победители разъехались с призами, остальные — с впечатлениями. Главное для всех — величие древней архитектуры помогает расслышать голоса истории, а всякой постановке помогает даже спасает ее. Вместе со зрителями и членами жюри в историю вслушивался и всматривался обозреватель «МК».
«Голоса истории» — это биеннале: за два года устроитель фестиваля — Вологодский драматический театр – успевает собрать афишу из спектаклей на исторические темы, что не так-то просто. Поэтому нынешний, шестнадцатый по счету смотр, доукомплектовывали спектаклями (в основном, премьерными) по Пушкину, чей юбилей мы будем праздновать до конца года, и даже по Островскому и Чехову. Всего российские театры северного и северо-западного регионов представили на суд жюри и зрителей двенадцать постановок, так или иначе отражающих исторические события в жизни страны.
Большую часть из них начинали играть за два часа до полуночи во дворе Консистории Вологодского Кремля, заложенного по указу Иоанна Грозного в 1567 году. Здесь установили трибуны для 600 зрителей, а вековые стены, купола храмов, колокольня так «работали» мощной декорацией, что казалось, будто никакой другой и не надо. Колокольный звон спонтанно подзвучивал спектакли, накрывая прописанные для них саунд-треки. Вот она, сила судьбы! – подумала я.
Вероломное колокольное вмешательство носило порой мистический и метафорический характер. Особенно это ощущалось на спектакле, открывавшем фестиваль, — «Борис Годунов» по драме Пушкина. Это премьера Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Хитрым ходом пошли тюзовцы, построив пролог на письмах Пушкина, который своим адресатам явно морочил голову, сообщая, что «Борис» у него то комедией, то трагедией, а, скорее всего, драмой выходит. За переход одного жанра в другой отвечал рассказчик, он же — режиссер, который сидел у края сцены и делал ремарки или мог войти в действие каким-нибудь персонажем. И своими действиями, скажу к чести артиста, ни разу не нарушил ритма постановки. Так и играли «Бориса» — иронично, насмешливо, местами карикатурно, но в результате пришли к подлинной драме — и народа, и власти. Народ, как всегда, безмолвствовал, был несчастлив, а власть, признавая, что, мол, «тяжела ты, шапка Мономаха», теряла не только трон — детей.
— Консисторский двор, его сценическая площадка — это что-то фантастическое, — говорит драматург и режиссер Александр Пудин. — И когда сцена и слово резонируют с колоколами, просто отбивающими время, и герои это улавливают, отыгрывают, появляется поразительная глубина смысла.
«Бориса Годунова» жюри отметило своей «Маской». Но не золотой, а кружевной (Вологда без своего великолепного кружева — не Вологда вовсе) с формулировкой как «убедительно раскрывающий историческое событие». Еще одна «Маска», выполненная в традиции северного чернения, осталась в Вологде, у хозяев фестиваля — в местной драме, которая к «Голосам истории» подготовила премьеру «Барышни-крестьянки» и тоже по Пушкину. Сентиментальный жанр, в котором написана одна из «Повестей Белкина», перевели в фарс, поэтому зрители на спектакле больше смеялись, чем вздыхали по трогательной любви юных представителей враждующих семей, но не с таким фанатизмом как Монтекки и Капулетти. В общем, в вологодской постановке все остались живы.
Поразила всех «Чайка» (режиссёр Анастас Кичик), прилетевшая в Вологду из Северодвинска. Неожиданно чеховская пьеса, с натяжкой подходящая к контенту фестиваля, в прочтении северодвинцев оказалась фаворитом. «Я и предположить не мог, что пьеса, которую я видел несчётное количество раз, может быть настолько необычно и интересно прочитана в неизвестном мне театре, – считает член жюри, худрук московского театра «Человек» Владимир Скворцов. – Теперь я обязательно буду следить за его развитием». «Чайка» из Вологды тоже улетела с черненной «Маской».
22 июня в день памяти и скорби показали три спектакля о войне – «А зори здесь тихие» (Котлас), «Ради жизни» по поэме Твардовского «Василий Теркин» (Череповец) и «Долина гнашей памяти» – два из них увезли спецпризы фестиваля. За «успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» (что в переводе на русский означало «театр органично освоил и присвоил себе исторические стены и здания Кремля») первым оказался Национальный театр Карелии со спектаклем «Куллерво». Театр для детей и молодежи из Череповца «убедительно соединил классический текст с традициями фольклора русского Севера, показав версию своего «Теркина» – это второй специальный приз. Третий же ушел не спектаклю, а актрисе Лилии Сергеевой из Новгородского областного театра драмы им. Достоевского, виртуозно сыгравшей роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому.
«Долину нашей памяти» привезли из Коми, и в фестивальной афише это был единственный спектакль в формате Театра.doc. Он рассказывал о работе поисковиков-добровольцев, которые по останкам солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, по обрывкам документов, ложкам, истлевшим в земле гимнастеркам восстанавливают имена безымянных героев, тем самым хоть на единицу уменьшая бесконечный список пропавших без вести. И уникальность этого спектакля в том, что трудный, кропотливый поиск ведут сами актеры театра. Пропущенный ими через себя материал, собственный опыт давал спектаклю честную и искреннюю эмоцию. И зрители, не дожидаясь финала, как по команде встали с мест, устроили овацию артистам, какой не получал ни один спектакль фестиваля. Постановщикам прощался искусственный ход повествования, без которого можно было вполне обойтись – боль, отзывающаяся сегодня на далекие события той войны, затмевает недостатки постановки, которых было не так уж и много. А то, что не дали «Маску»… Что ж, не ради же наград они это делают – ради памяти. И себя, молодых, – честно, без громкого, на показ патриотизма, который сегодня стал инструментом карьерного роста. А тема исторической памяти прозвучала в исторических стенах Вологды, равно как и на других площадках, достаточно убедительно.
Источник: www.mk.ru