Нина Шацкая спела Зыкину и рассказала о личном: «Не разменивала музыку на мужчин»

Певица стала русским голосом Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске

«Издалека долго течет река Волга…» — момент, когда к диве русского романса Нине Шацкой, исполняющей эту песню в финале спектакля «Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» начал присоединяться зал, поймать оказалось невозможно: но отдельные, тихие, еще нестройные голоса становились все громче, все увереннее, и вот уже весь зал поет вместе с исполнительницей, стоящей на сцене, — высшая радость для артиста.

Спектакль «Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» появился в программе Международного музыкального фестиваля «Славянский базар» неспроста. Все дело в том, что президент Беларуси Александр Лукашенко, под чьим патронажем проходит фестиваль, позиционирует его как демонстрацию силы единства братских славянских народов: белорусского, русского и украинского. На фестивале в обязательном порядке звучат песни на всех трех языках. На этот раз Украину представляла сольным выступлением народная артистка Украины, занявшая второе место на «Евровидении» в 2008 году, Ани Лорак, Белоруссию — презентацией альбома певица, телеведущая, заслуженная артистка Республики Беларусь, обладательница медали Франциска Скорины Виктория Алешко, а русским голосом «Славянского базара» стала заслуженная артистка России, дива русского романса, королева джаза, участница многочисленных международных фестивалей Нина Шацкая.

«Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны» представляет собой абсолютно уникальный проект, созданный Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко совместно с российским драматургом, исполнителем, который создал свой особый жанр театрального рассказа, лауреатом премии «Лавр» за фильм «Моцарт» и серебряной медали фонда Ирины Архиповой за биографию Исаака Дунаевского «Красный Моцарт» Дмитрием Минченком. Роль народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, великой певицы эпохи СССР Людмилы Георгиевны Зыкиной исполняет заслуженная артистка России Нина Шацкая. Главная ценность спектакля, которую своими талантом и профессионализмом создают все три стороны соавторов, заключается в том, что дух Людмилы Зыкиной витает на сцене, а сама она предстает перед публикой живой, естественной: недостижимой в уникальности своего голоса и простецкой в своей такой обычной женской судьбе, порой взмывающей вверх, а большей частью ищущей любовь и простое бабье счастье.

— В основу спектакля легли воспоминания коллег и самой близкой подруги детства и юности Людмилы Зыкиной Елены Лосевой, — рассказывает автор спектакля Дмитрий Минченок, — а женская память — особенная, очень живая, уникальная, она помнит физиологические вещи, житейские, поэтому все, что мне рассказывала Елена, — огромная ценность. И сегодня я один из немногих, кто знает про Людмилу Зыкину всю подноготную детства и юности, проведенных на «Канатчиковой даче», о которой пел Высоцкий. Да, формировалась Людмила Георгиевна в… психиатрической лечебнице. Ее мама работала санитаркой в Кащенко, в эпилептическом отделении, а дети сотрудников больницы общались с пациентами. Это в действительности очень сильно: не делать различий между теми, кого считают больными, а кого здоровыми. Они, конечно, не общались с буйными, но с эпилептиками, более легкими психическими пациентами, — без проблем. И была самая главная тайна Людмилы Зыкиной — с восьми лет она пела в самодеятельном хоре Кащенко. В нем участвовали все: и больные, и врачи, и члены семей сотрудников. И самые большие таланты были именно в этом хоре, потому что лечилось в Кащенко большое число оперных артистов. Тогда же не была так хорошо развита психиатрия, как сейчас, часто люди попадали в больницу при каких-то незначительных изменениях. И они были самыми большими учителями в ее жизни. И она потом всю жизнь, кстати, выбирала себе ярких, артистичных мужчин. Люка — так называла ее в детстве мама, так и она сама себя называла, и, если мужчина называл ее Люка, это было для нее всё.

— Вы, когда в спектакле обыгрывали какие-то личные моменты из жизни Зыкиной, подразумевали, что все это предстоит воспроизводить на сцене Нине Шацкой?

— Конечно, у Нины в голосе есть определенный металл, это определение я употребляю в качестве музыкального термина. Я не знаю, был ли он Людмиле Георгиевне близок и сошлись бы они с Ниной, но я уверен: полюбила бы она ее точно.

— Творчество Зыкиной было как-то связано с ее личной жизнью, мужьями, романами? Попадала она в зависимость от мужчин?

— Такое было только с последним мужем. Настоящее звучание Зыкиной появилось только после ее 50 лет, когда она вышла замуж за Гридина. Специалисты отмечают резкое изменение ее вокального уровня. Она сделала резкий рывок вверх, Гридин по-другому поставил ей звукоизвлечение. Ей не хватало интеллектуализма, нюансировки в пении, и он ей его добавил. Он был гением в музыке, и это самое важное, когда муж становится вдохновителем.

Дмитрий рассказал, что однажды Гридин сделал Людмиле Зыкиной поистине драгоценный подарок.

«Я тебе подарю два бриллианта», — сказал он, но Зыкина посмеялась: «Ты не разбираешься в камнях!» — «Закрой глаза и протяни руки», — велел он и вложил ей в ладони две партитуры: «Цыганскую рапсодию» и «Карело-финскую польку». И правда, публика принимала на концертах эти произведения так, как будто Фредди Меркьюри начинал свою «Богемскую рапсодию».

Нина Шацкая спела Зыкину и рассказала о личном: «Не разменивала музыку на мужчин»

Надо заметить, что со времен Людмилы Зыкиной ничего не изменилось — на спектакле, сыгранном в Витебске в зале Национального театра имени Якуба Коласа, эти произведения также прозвучали — в исполнении ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. И вызвали такое неистовство в зале, что дирижер Дмитрий Дмитриенко дал команду оркестру повторить фрагменты из них на бис. К слову, для коллектива спектакль является продолжением нити судьбы, ведь именно Зыкиной был создан этот ансамбль, а Дмитриенко был ее непосредственным учеником. И действительно, оркестр уникальный, виртуозности исполнения «народниками» сложнейших музыкальных произведений остается только поражаться и восхищаться их искусством.

Ну и, конечно, главная женская роль — воплощение духа Людмилы Зыкиной и сути ее творчества — была изумительно сыграна Ниной Шацкой. Верным решением стало то, что актриса не представляла полностью репертуар Зыкиной, не старалась ее перепеть, а принесла на сцену свое собственное творчество, которое временами лишь переплеталось с зыкинским наследием в причудливую канву.

Безупречное исполнение вживую восхитило публику, глубокий, многогранный голос Шацкой, как и голос Зыкиной, безусловно, можно назвать подарком от Бога. Помимо красоты и профессионализма исполнения Нина Шацкая продемонстрировала публике многочисленные завораживающе сверкающие в свете рампы концертные платья, которые выразительно подчеркивали стройную фигуру исполнительницы. Кроме того, Нина Аркадьевна показала прекрасную хореографическую подготовку — почти каждое исполнение сопровождалось чувственным танцем. Зал аплодировал неистово, а ближе к финалу — уже стоя.

С воплощением духа Зыкиной в спектакле Ниной Шацкой мы тоже поговорили о проекте, и оказалось, что у них с великой певицей прошлого тысячелетия есть одна общая черта, самая основополагающая: у обеих музыка стояла на первом месте, превалируя над личным, женским:

— Немногие мужчины могут позволить своей женщине на первое место ставить искусство, обычно только те, кто сам имеет к нему отношение, — размышляла Шацкая над переплетением их с ее героиней судеб. — Так было и у Зыкиной. И у меня тоже так.

— Вы не ставили личную жизнь выше искусства?

— Никогда! В первый раз я вышла замуж в 53 года, и все это время у меня даже в мыслях не было выбирать между музыкой и семьей. Слава Богу, мой муж — очень мудрый, состоявшийся человек, он понимал, что нельзя ставить вопрос выбора. Но он тоже для этого должен был повзрослеть, состояться, понять и принять чужие приоритеты. И у Зыкиной всегда на первом месте была музыка. Конечно, она была фигурой огромной, грандиозной, всеобъемлющей, масштаб нельзя сравнивать. Да, хотелось бы, но я отдаю себе отчет, что неправильно поставить себя рядом с Людмилой Георгиевной. Зрители удивляются, они ждут, что будет калька с Зыкиной, и им нравится, что это в итоге не так. И Дима как драматург, как рассказчик дает очень большое количество информации. Нас везде принимали очень хорошо, были прекрасные отзывы, потому что мы не пытаемся копировать Зыкину и я не пытаюсь заходить на территорию народного вокала.

Вот и зрители в Витебске оценили спектакль по достоинству: аншлагом и овациями. В финале зал долго аплодировал стоя, не желая отпускать артистов со сцены.

«Течет река Волга…» — сильный и проникновенный голос Нины Шацкой летел над залом, и публика пела вместе с ней. И откуда-то люди знали слова, и откуда-то помнили мелодию… И откуда только?

Наверное, от большой, простой, но такой искренней любви. А ведь именно таким, сильным, чарующим, ведущим за собой и полным любви и должен быть русский голос. Особенно если он, как у Нины Шацкой, представляет Россию на международных фестивалях.

Витебск.

Источник: www.mk.ru

Поделитесь записью с друзьями