Популярный финльм о противостоянии разведок СССР и США спасла Олимпиада

Решили показывать вместо спортивных репортажей

40 лет назад советские граждане узнали наконец, чем закончилась остросюжетная эпопея с поимкой американского агента по кличке Трианон. 10 августа 1984 года на телеэкранах показали последнюю серию нового детектива «ТАСС уполномочен заявить». После этого сагу о борьбе сотрудников наших спецслужб с происками заклятого врага демонстрировали на голубых экранах многократно, и каждый раз сериал привлекал зрительское внимание. Он вошел в «золотую коллекцию» отечественного кинематографа.

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.

«Мама Штирлица» для Трианона не подошла

Начнем с режиссерской «круговерти». Поначалу руководство киностудии решило, что детективный сериал по книге Юлиана Семенова должна снимать Татьяна Лиознова, которая несколько лет назад отлично справилась с экранизацией другого семеновского романа «про разведчиков и контрразведчиков» – «Семнадцать мгновений весны». Однако против такой кандидатуры категорически выступил сам писатель. Дело в том, что еще во время работы над «Семнадцатью мгновениями» между ним и Лиозновой возникали довольно острые конфликты, которые привели к «охлаждению чувств».

Тогда советскому классику детективного жанра был предложено самому выбрать режиссера для нового сериала. Семенов предпочел Бориса Григорьева, с которым уже приходилось сотрудничать: тот снял две картины по произведениям Юлиана Семеновича – «Петровка, 38» и «Огарева, 6». Однако через некоторое время после того, как фильм был запущен в производство (есть информация, что был готов материал уже для 4 серий), Семенов разочаровался в своем избраннике: тот, по мнению автора произведения, совершенно «не так» снимал политический детектив, каковым был задуман «ТАСС уполномочен заявить»

В итоге появилась третья по счету кандидатура на роль главного режиссера –Владимир Фокин. Незадолго до того вышел на экраны его фильм «Сыщик», который имел успех у зрителей. Именно Владимир Петрович и возглавил работу над телесериалом «про Трианона».

В команде актеров – замены

С появлением в режиссерском кресле Фокина все, что уже было отснято ранее, пошло в корзину. Съемки начались «с нуля». Такие перетурбации не понравились ряду актеров – исполнителям ролей. Например, Игорь Ледогоров, который первоначально играл американского резидента Джона Глэбба, отказался от дальнейшего участия в фильме. Вместо него на эту роль был утвержден Фокиным к немалому удивлению многих Вахтанг Кикабидзе. Для нового варианта картины пришлось заменить еще нескольких артистов. В итоге из числа игравших главные роли участников «григорьевских» съемок остались Вячеслав Тихонов (Константин Константинов, генерал-майор КГБ), Алексей Петренко (Пол Дик, американский журналист), Борис Клюев (Трианон).

Особенности кинематографической географии

По сценарию, многие события фильма разворачиваются в Африке – в неких вымышленных Семеновым государствах Нагония и Тразиланд. Первоначально Владимир Фокин решил по-честному снимать африканскую натуру в Анголе (именно эта освободившаяся от колониального ига страна являлась прототипом Нагонии). Через наш МИД отправили запрос в советское посольство с просьбой о содействии в организации таких съемок. Однако ответ был получен безоговорочно отрицательный: в Анголе очень неспокойно, идет настоящая гражданская война, какие уж тут киносъемки!

Тогда пришлось заменить Африку Центральной Америкой. Там у Советского Союза был надежный и отзывчивый друг – социалистическая Куба. «Остров свободы» и стал «киношными» Тразиландом и Нагонией.

Подмоченная репутация Глэбба

По ходу работы над 10-серийным фильмом, которая растянулась на несколько лет, бывали всякие неожиданности. В том числе связанные со съемками на натуре.

ЧП случилось, например, во время работы киногруппы в гостинице при Центре международной торговли на Краснопресненской набережной. В этом суперсовременном тогда здании художник-постановщик нашел помещения, подходящие для того, чтобы перевоплотиться на экране в кабинеты боссов американской разведки, гостиничные номера и холлы, где по сценарию обитают Пол Дик, Пилар, Славин…

Во время съемки очередного эпизода с участием Джона Глэбба – Вахтанга Кикабидзе, когда был объявлен технический перерыв, рабочий-осветитель забыл выключить один из софитов. Между тем мощный прибор по закону подлости оказался повернут в сторону потолка, на котором как раз в том месте находился датчик пожарной сигнализации. Через некоторое время прибор от софита нагрелся и… Противопожарная система в гостинице была самая «крутая», поэтому дело не ограничилось подачей сигнала тревоги. Из спрятанных за облицовкой стен и потолка сопел забили струи воды, чтобы моментально потушить «возгорание».

Сюрпризы четырехколесных ветеранов

Съемки на Кубе оказались удобными для создателей фильма тем, что там было много столь необходимой им колоритной южной натуры – не только пальмы, но и специфическая старая колониальная архитектура. А еще – большое количество шикарных американских иномарок, которые очень нужны для многочисленных уличных сцен.

Правда с этими чудо-автомобилями, сохранившиеся на острове еще со времен, предшествовавших революции 1959-го, происходили порой казусы. Многие машины-ветераны, хотя и имели внешне вполне товарный вид (в жарком сухом климате металл сохраняется хорошо), однако при ближайшем рассмотрении оказывались «инвалидами». Иногда такие дефекты становились видны прямо на съемочной площадке.

Некоторые участники работы над сериалом вспоминали, например, случай с роскошным огромным кабриолетом-«крейсером». Его хозяин охотно согласился подработать, предоставив свою четырехколесную красавицу для съемок. Однако когда он прибыл на место и стал вылезать из авто, этот процесс вызвал у «киношников» замешательство. Вместо того, чтобы распахнуть водительскую дверь, кубинец просто вынул ее и опустил на асфальт! А после того, как вышел сам, аккуратно вставил обратно в дверной проем. Петель у двери не было – давно отвалились.

Пришлось более тщательно подходить к выбору «авто-артистов».

Очень нужный «вредный» фильм

Картина «ТАСС уполномочен заявить» посвящена работе наших спецслужб. А потому к созданию ее проявлял повышенное внимание КГБ.

Был момент, когда судьба сериала вообще могла оказаться очень печальной. Под конец работы над ним, вскоре после того, как не стало генсека Юрия Андропова, который опекал создателей фильма, рассказывающего деятельности его бывшего ведомства, на киностудию приехала целая группа крупных чинов из «конторы глубокого бурения». Это были эксперты, намеренные посмотреть отснятые и уже смонтированные материалы. Посмотрели – и заявили, что фильм «вредный» для обеспечения безопасности Советского Союза. Он может сыграть на руку нашим врагам за границей: в некоторых сценах слишком достоверно показана работа советских контрразведчиков. Такие кадры рассекречивают методы их деятельности.

Спасло ситуацию лишь то, что вскоре возникла на государственном уровне острая необходимость в сериале, снятом Владимиром Фокиным.

В апреле 1984-го на заседании Политбюро было принято решение о том, что СССР должен бойкотировать летнюю Олимпиаду-1984 в американском Лос-Анджелесе. Естественно, и трансляции ее соревнований по нашему телевидению должны быть отменены. Чтобы погасить возможное недовольство граждан, лишившихся столь интересного зрелища, требовалась какая-то адекватная замена. Вот тут-то и вспомнили о положенном на полку новом «долгоиграющем» детективе. 10-серийный фильм с увлекательным сюжетом, наверняка привлечет внимание широких масс зрителей практически на все время проведения игр. А вдобавок, благодаря своему сюжету, где изображены козни американцев против СССР, станет дополнительным аргументом, оправдывающим наше игнорирование «их» олимпиады.

Фильм после этого пришлось доделывать в авральном порядке, но все-таки с этим удалось справиться.

Первую серию показали по советскому телевидению 28 июля 1984-го, как раз в день открытия за океаном Олимпийских игр. А финальную часть картины зрители увидели 10 августа.

Источник: www.mk.ru

Поделитесь записью с друзьями