Пол Маккартни на пасеке Толстого
На VIII Международном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне Пушкин стрелялся на дуэли с медведем. В поле, где мертвые с косами стоят, поэт был убит. Татьяна Ларина оплакивала его безвременную смерть. Пола Маккартни отправили на историческую пасеку, где выяснилось, что граф Толстой был пчелой.
Главным фестивальным событием стал спектакль Александринского театра «Воскресение» в постановке Никиты Кобелева по последнему роману Льва Толстого, со дня публикации которого прошло 125 лет. Для спектакля построили летнюю сцену с амфитеатром для зрителей. Играли его в непогоду, когда световую имитацию дождя на сцене дополнили потоки воды, обрушившиеся на зрителей. В Ясной Поляне в последние годы без природных спецэффектов не обходится ни один показ. Год назад под дождем мокли Анна Каренина и Вронский из Большого, а до них — вахтанговские князь Андрей и Наташа Ростова, что только добавляло экспрессии происходящему.
Но уже на следующий день после непогоды вышло солнце, и на исторической пасеке графа Толстого состоялось необычное действо, посетить которое можно было только после экипировки. Нужно было надеть специальную одежду для пчеловодов, защищающую от укусов пчел. В театральную преамбулу входило угощение медом, в который можно было обмакнуть ломоть хлеба. Потом уже вместе с ненастоящим пчеловодом Александром Борисовичем Лучшим, как он себя отрекомендовал, отправиться через яблоневый сад на пасеку под байки об удивительной жизни пчел.
Сайт-специфик-спектакль «Пчеловод» — мистификация. Ничего подлинного в нем нет, кроме полезных сведений из жизни насекомых и увлеченного своими рассказами пасечника. Но зрителям важен сам процесс погружения в псевдосреду. Он сам обманываться рад. При входе на пасеку участники действа натирают открытые участки тела листочками мяты для отпугивания пчел и проходят предварительный инструктаж, как себя вести, если не дай бог пчела или оса обратила на тебя внимание. Главное — усвоить: ты ей в принципе неинтересен. А вот бутерброд может быть привлекателен. В этом случае важно не жадничать и поделиться. Пчела тут же утратит к вам интерес и будет питаться за своим детским столиком. Привлечь ее может запах духов, который заменило в нашем случае благоухание средства от комаров.
По словам нашего пасечника, пчелы упоминаются в произведениях Толстого 51 раз. Согласно теории нашего экскурсовода по медовым местам, Лев Николаевич и сам мог быть пчелой. Почему бы и нет, раз уж Ленин — гриб по версии Сергея Курехина и Сергея Шолохова.
Пчел на наших глазах обкуривают, но закрадывается предположение, что их на пасеке нет. Ни одна из них не дала о себе знать. Пасечник Лучший заводит пластинку «Битлз», извлекает из улья симпатичную игрушечную пчелу и здоровенного плюшевого трутня. Насекомые вступают в шуточный диалог. В рамке рядом с фотографиями пчел — изображение Пола Маккартни, дух которого витает над пасекой.
Московский театр «Пух и Прах» в яснополянском лесу разыграл не во сне, а наяву сны пушкинской Татьяны, обратившись к пятой главе романа в стихах «Евгений Онегин». Спектакль-променад «Сон Татьяны. Гадание» поставлен художником и режиссером, лауреатом «Золотой маски» Этель Иошпой с группой своих коллег. Татьяна напоминает гоголевскую Панночку и видит после святочных гаданий чудный сон. Фантазия авторов погружает зрителей в страхи и тайные желания.
Под постукивание колотушки вслед за лесным Хароном с табличками «Ждите» и «Идите за мной» мы следовали от одного места действия к другому, проходили через дверной проем, хотя забора нет. За столом пировали живые и мертвые перед главным блюдом — муляжом гигантского лебедя или гуся. Угощайтесь, если не страшно. В стороне на возвышении неведомый персонаж в маске смотрел куда-то застывшим взором. Кто бы это мог быть? На прямой вопрос последовал после небольшой заминки ответ: «Звукорежиссер».
Пушкин стоит с удочкой, приглашает вместе поудить рыбу и написать на бумаге заветное желание. Только просит про новое корыто не загадывать, видимо, вспоминая про алчную старуху, которая извела своего старика и Золотую рыбку.
На лесной поляне расположилась нарядная Арина Родионовна в красных бусах. Чтобы подойти к ней, надо перешагивать через разбросанные девичьи косы, сплетенные из лоскутов ткани. Арина Родионовна открывает томик Пушкина на той странице, которую вы назовете, находит указанную вами строку и зачитывает. Можно лишь поразиться ее содержанию, звучащему как пророчество. За спиной няни Пушкина — девушка с муляжом кота ученого на плече и скелетом рыбы. Няня — женщина современная. Когда Татьяна Ларина ляжет на землю, предупредит: «Не умирай! Здесь моя ответственность».
Где-то грозно рычал медведь. Девушки в белых одеждах смотрели в зеркала, издавали таинственные звуки. Над пролеском в гамаке качалась русалка с длинным хвостом и маячил некто в черном с вороном за плечами. Такое ощущение, что находишься в Зазеркалье. При первой же попытке сбежать от лесной нечисти появилась режиссер и призвала придерживаться маршрута и группы. В этот момент испытываешь неловкость за саму мысль побега — и в итоге будешь вознагражден финальной сценой дуэли Пушкина с медведем.
В поле стоят, как призраки, существа с длинными шеями и с шестами, напоминая о нечистой силе на погосте из какой-нибудь страшилки. Показалось или нет, но из обнаженной груди одного истукана еще в предыдущей сцене пира, где «стол был яств, там гроб стоит», сочилось молоко.
Сну был посвящен и спектакль Саши Никитиной «Приснилось: Лаборатория сна», где исследовали образы, возникающие во сне, их дневные истоки и теорию сна, выведенную Толстым.
Источник: www.mk.ru