Режиссер Андрей Маник провел зрителей «По углам» и «По домам»
В Выксе в выходные прошел «Выкса-фестиваль», который еще несколько лет назад назывался «Арт-овраг». Среди его самых ярких событий — «документальный походный театр» — «По углам» и «По домам» с участием местных жителей.
Идеологом и режиссером этого проекта стал молодой московский режиссер Андрей Маник. Он — выпускник ГИТИСа, а теперь его преподаватель. Недавно в Пространстве «Внутри» состоялась премьера его спектакля «Три сестры», где Чехов зазвучал неожиданно и современно. Он любит сочинять спектакли вместе с актерами. Его интересует человек как рассказчик, документальный театр, лишенный музейной пыли. В Выксе он искал интересных людей с яркими биографиями, а они оказались еще очень и очень артистичными, сочиняют на ходу.
Перед походом «По домам» предупреждают, что нам предстоит необычный опыт — побывать в домах трех выксунских семей, послушать истории их жизни и попробовать приготовленные по семейным рецептам блюда. Важно быть в гостях деликатными, поскольку хозяева, отважившиеся поучаствовать в театральном эксперименте, обычные люди, не актеры. Они отважились открыть свою частную жизнь неизвестным людям и рассказать о Выксе изнутри.
Каждый из нас подписал соглашение о том, что, пробуя что-то в гостях, должен сам решать, делать это или нет, понимать риски, хотя меню проверяется и согласовывается.
Группа небольшая — 5–7 человек, поэтому и ощущения домашние. Садимся в машину и в течение двух часов объезжаем три дома, расположенные в разных концах города. Хозяин или хозяйка непременно встречают зрителей у дома. Разговоры о частной жизни начинаются еще в машине. Экскурсовод вспоминает о том, как мечтала в детстве сыграть Снежинку, но роль ей не дали, показывает место, где когда-то стоял родительский дом, но его давно снесли. Она вспоминает, о чем мечтала в молодости и какой была Выкса тогда, а заодно делится рецептами окрошки с глазами, которую готовят с килькой, а также на помидорном рассоле.
Первая остановка — в доме Тамары. Она проводит нас в дом, где все сделано ее руками. Она сразу говорит, сколько ей лет. Возраст не соответствует внешности. Потом уже выясняю, что по образованию она педагог. Дом выглядит как римское палаццо. Так любят декорировать квартиры на Кавказе. Оказывается, Тамара детство и юность провела во Владикавказе и с благодарностью вспоминает то время. А потом с родителями переехала в Выксу, которую успела полюбить.
Тамара — красавица, и все, кто к ней приезжает, непременно об этом говорят. «Мне столько хороших слов наговорили, что я удивлена. Когда мне предложили участвовать в театральном проекте, я отказалась, но потом все-таки согласилась. Мы встречались с режиссером Андреем Маником. Он очень приятный молодой человек», — говорит Тамара.
— А что он вам говорил? Какие задачи ставил?
— Говорил, что я должна показать все, что умею. Видите на мне платье? Я его сама связала. Пирог с орехами, который вы попробовали, тоже испекла сама. Главное, как сказал мне Андрей, не поддерживать разговоры на политические и религиозные темы, иначе они могут затянуться».
Тамара проводит нас в сад — слишком большой, чтобы одной его содержать в идеальном порядке. Муж хозяйки недавно умер, и ей приходится делать все самостоятельно, многому учиться. Тамара рассказывает, что не могла копать картошку, забивать гвозди, но теперь для нее это не проблема.
В ее саду, помимо великолепных лилий, есть два необычных уголка. Один украшен коврами и глиняной посудой, можно там посидеть на диване. Обстановка как в доме, словно мы и не под открытым небом.
«Сейчас покажу вам свою козу», — говорит Тамара и ведет нас в другой уголок, к крошечному водоему с искусственными птицами. Слышим блеяние козы, но непонятно, откуда оно, ведь Тамара демонстрирует не живое домашнее животное, а где-то найденный череп козы, держит его как Гамлет. Нашла это сокровище и вскоре создаст новый уголок, где будут скульптуры из гипса. Документальный театр стимулирует творчество. Есть для кого творить и кому показывать.
Переезжаем в дом Андрея — совсем еще молодого человека. Он вернулся в родовой дом после многолетних странствий — учился на реставратора в суздальском училище, пять лет провел Москве, где женился на москвичке, работал конюхом и реставратором, держал коней, в последнее время увлекся историческими реконструкциями.
Андрей прекрасно готовит, угощал нас лагманом. Мама помогала ему накрывать стол во дворе у амбара, где собрано снаряжение для лошадей и всякая всячина всех времен и народов, например, специально изготовленный современный бубен. Среди раритетов — дореволюционные весы, доставшиеся по наследству, — род у Андрея купеческий, а также бортнический топор, как утверждает Андрей, VIII–X веков.
Спрашиваю у Андрея, как он встретился с режиссером. Поскольку он человек известный в своем городе, кто-то его порекомендовал. Но Андрей превысил полномочия и кому-то из зрителей рассказал о пользе мухоморов, даже поделился секретами их использования. Такой самодеятельности режиссер не принял.
Последний дом — самый дальний. Его хозяйка Ирина сразу завела гостей в подпольный музей ненужных вещей. Мы спустились в подвал, и тут главное — пригибаться, чтобы не разбить голову. В нем собраны предметы в основном советского времени, зыбка, в которой маленькую Ирину качали родители. На старых фотографиях — ее бабушка, родители. Многое найдено на свалках, например, 300-летняя ступа, которую кто-то выбросил за ненадобностью. Люди, делая ремонт, переезжая, выбрасывают старинные зеркала, гардины, шкафы. Ирина их восстанавливает. В подвале она любит собирать по праздникам подруг.
За разговорами последовало угощение. Ирина с вечера сварила 40 литров щей. Кроме нас к ней приезжали и другие гости. Поскольку расчетное время пребывания в каждом доме — 20 минут, а мы его исчерпали, экскурсовод нам выделила на все 12 минут. Стоило лимит превысить, как из кабины водителя раздались звуки горна. После такого транзита Выкса открылась с новой стороны. Люди — главное ее богатство.
Знакомство с ними можно было продолжить в походном театре «По углам». Первый, с кем удалось познакомиться на берегу озера, был Виктор Иванович Егрушев — заслуженный тренер России, мастер спорта по самбо, морж и почетный гражданин Выксы. К нам он вышел в плавках после заплыва, много интересного рассказал о развитии спорта в городе и все время упоминал Вячеслава Фетисова, с которым ему доводилось общаться.
В поисках смысла и кода города мы зашли в старинный выксунский парк. По пути сменилось несколько сопровождающих. Почти все они школьники и рассказывают о том, что им дорого, вспоминают личные истории. Только один «сталкер» постарше. Ему есть что рассказать про 90-е, про местную танцплощадку. Еще недавно он был главным редактором популярного местного сайта, но ушел на завод, стал металлургом и бригадиром. Почему? Говорит, что как журналист почувствовал выгорание. Мы следуем мимо памятника Горькому, который когда-то был Сталиным. Усы у них похожи. Да и вся нижняя часть лица напоминает Иосифа Виссарионовича. Не будь театрального проекта, мы бы просто прошлись по аллеям, оставшись в неведении относительно того, как развивалась история города. Андрей Маник, придумавший этот проект, считает, что самый верный способ узнать Выксу, ее арт-объекты и знаковые места — это прогулки с местными жителями. С ними хрущевки, украшенные муралами, гаражи с посланиями человечеству оказались бесценны.
Источник: www.mk.ru